Концепция развития непрерывного образования взрослых

Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года
I. Общие положения

Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение возможностей по реализации права взрослого населения Российской Федерации на образование в течение всей жизни.
Нормативную правовую основу Концепции составляют:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
• Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
• государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
• Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497;
• иные нормативные правовые акты, концептуальные и стратегические документы Российской Федерации, определяющие приоритетные направления развития отраслей экономики и социальной сферы.

При разработке Концепции учтены основные положения следующих международных документов:

• Обучение в течение всей жизни. Политики и стратегии. (ЮНЕСКО, Доклад Института обучения в течение всей жизни, 2014 г.) ;
• Квалифицированная рабочая сила – основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного роста. Группа двадцати: стратегия в области профессиональной подготовки кадров (Доклад Международной организации труда, ООН, 2011 г.) ;
Обучение в течение всей жизни для взрослых. (Доклад Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, 2013 г.) ;
• Декларация Всемирного образовательного форума ЮНЕСКО (World Education Forum 2015), 19-25.05.2015, Инчхон (Республика Корея).

Концепция предназначена для участников отношений в сфере непрерывного образования взрослых, в том числе:

• взрослого населения Российской Федерации;
• организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и педагогических работников;
работодателей и их объединений;
• социально ориентированных некоммерческих организаций;
• федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Непрерывное образование взрослых обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни.

Непрерывное образование взрослых осуществляется через:

• освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);
• обучение (подготовка), в том числе по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т.д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций («неформальное образование»);
• индивидуальная познавательная деятельность («самообразование» или «информальное/спонтанное образование»).

В целях мониторинга реализации Концепции используется статистический инструментарий для организации федеральных статистических наблюдений в том числе:

• за участием населения в непрерывном образовании;
• за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам;
• обследования рабочей силы.

II. Роль непрерывного образования взрослых в современном обществе

Непрерывное образование взрослых выполняет профессиональную, социальную, личностную функции.

Профессиональная функция обеспечивает формирование у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, и, как следствие, приобретение взрослым человеком новых профессиональных возможностей, повышение его трудовой мобильности.

Социальная функция дополняет и обогащает процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя функциональную грамотность взрослого человека в различных сферах (финансовая, бюджетная, языковая, информационная, экологическая, правовая грамотность, грамотность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательская и другие виды грамотности).

Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, его интересов, увлечений и, как правило, сопровождает повседневную жизнь.

Ускорение темпов смены производственных технологий в современной экономике приводит к увеличению разрыва между требованиями работодателей и квалификацией (в первую очередь, в части ее практической составляющей) выпускников образовательных организаций и работающих граждан.

В этом контексте усиливается роль образовательных механизмов института «корпоративного обучения», расширения практики  обучения на рабочем месте, мероприятий по обмену опытом, профессиональных конференций и семинаров, и в целом реализация комплексных программ развития персонала. Все большую значимость приобретает возможности признания результатов образования и квалификаций, полученных неформальным путем.

Развитие «неформального образования» должно стать значимым приоритетом при формировании системы непрерывного образования взрослых, обеспечивая, с одной стороны, непрерывность профессионального развития взрослого населения, а с другой – интегрируя и развивая ресурсы, находящиеся вне «формального» образовательного пространства.

Изменения в социальной и экономической сфере общества, требования, предъявляемые к специалистам как работодателем, так и потребителем услуг, диктуют необходимость создания динамичной системы дополнительного профессионального образования, основанной на принципе непрерывности повышения квалификации, привлечении к обучению ведущих специалистов отрасли, а также использовании методов активного, контекстного обучения и дистанционного обучения.

Эффективная подготовка по наиболее востребованным и перспективным профессиям требует пересмотра как содержания обучения, так и комплекса образовательных технологий, используемых системой непрерывного образования взрослых.

Ответом на возрастающую потребность в обновлении знаний, умений (компетенций) и квалификаций и их возрастающие объемы становится активное внедрение современных образовательных технологий, включая дистанционные технологии, технологические платформы для открытого образования и электронного обучения.

Смена производственных технологий, компьютерных сред, стандартов проектирования и управления и т.д. требует от сотрудников, в дополнение к профессиональным компетенциям новых, универсальных знаний и «сквозных» компетенций, позволяющих быстро адаптироваться к динамическим изменениям, критически осмысливать полученные данные и осваивать новые виды производственной деятельности.

Признание важности «сквозных» или «ключевых» компетенций привело к переосмыслению понятий и набора требований, предъявляемых к индивиду как к эффективному работнику и члену общества.

Кроме того, как показывает международная практика, в условиях экономической нестабильности приобретение работниками дополнительных квалификаций увеличивает возможности их последующего трудоустройства и снижает угрозу массовой безработицы.

Результаты изучения активности поиска гражданами информации в течение последних двенадцати месяцев о получении дополнительного образования показали, что искали и нашли необходимую информацию только четверть от общего количества желающих пройти обучение. Таким образом, в рамках развития системы непрерывного образования взрослых необходимо особое место отвести вопросам формирования информационной поддержки формирования образовательных траекторий.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья – особая целевая группа, нуждающаяся в услугах непрерывного образования, в доступе к разнообразным образовательным ресурсам, учитывающим их особые потребности. Для этого требуются нестандартные технические решения, адаптированные методики обучения, специально подготовленные преподаватели и тьюторы.

III. Цель и задачи Концепции

Цель Концепции – развитие условий для реализации права на образование в течение всей жизни для взрослого населения Российской Федерации.

Для достижения цели Концепции предполагается решение комплекса основных задач.

• Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения.
• Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения.
• Развитие инфраструктуры и технологий сферы непрерывного образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения.

IV. Основные принципы

Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:

• индивидуализации образовательных маршрутов, реализуемый через совокупность инструментов, обеспечивающих индивидуальный характер и разнообразие путей и способов получения образования взрослым населением;
• отсутствия тупиковых маршрутов при получении образования на протяжении всей жизни, реализуемый через развитие механизмов признания ранее полученного образования (полученного, в том числе неформальным путем) при продолжении  образования взрослым населением;
• доступности непрерывного образования для различных категорий взрослого населения, реализуемый через развитие дистанционного обучения, диверсификацию провайдеров, оказывающих услуги в сфере непрерывного образования, развитие образовательных технологий, учитывающих особенности обучения взрослых, в том числе с особыми образовательными потребностями, развитие финансовых механизмов реализации образовательных потребностей взрослого населения;
• согласованности государственной политики в сфере непрерывного образования взрослых с основными направлениями развития сфер экономики, промышленности, труда, социальной защиты, культуры и других сфер.

V. Основные направления реализации Концепции

Решение задач Концепции предполагает реализацию следующих основных направлений развития сферы непрерывного образования взрослых.

Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:

• развитие инфраструктуры и практики оценки и признания квалификаций, приобретенных формальным и неформальным путем;
• развитие механизмов и практики формального признания результатов обучения, полученных, в том числе, неформальным путем (в том числе, учета в основных профессиональных образовательных программах результатов освоения открытых он-лайн курсов, дополнительных профессиональных образовательных программ);
• развитие системы корпоративного обучения, в том числе в направлении развития дистанционного обучения, развития института наставничества, сетевого взаимодействия корпоративных университетов и образовательных организаций при реализации краткосрочных программ корпоративного обучения, синхронизации образовательных и карьерных траекторий для обеспечения актуальности и востребованности профессионально значимых умений, компетенций и квалификаций работников;
• реализация целевых образовательных инициатив, направленных на приобретение и развитие перспективных квалификаций, в том числе для реализации национальной технологической инициативы и национальной предпринимательской инициативы;
• развитие сетевой кооперации образовательных организаций, предприятий, научных и производственных центров, центров коллективного пользования оборудованием для реализации распределенных модульных схем формирования умений, компетенций, квалификаций;
• развитие отраслевых механизмов непрерывного профессионального развития персонала;
• развитие практики повышения квалификации взрослых в рамках деятельности профессиональных сообществ (в том числе в формате чемпионатов профессионального мастерства по методике WorldSkills);
• совершенствование финансовых механизмов получения образовательных услуг, связанных с подготовкой, профессиональной переподготовкой и повышением квалификации.

Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:

• развитие механизмов повышения функциональной грамотности взрослого населения (финансовой, бюджетной, информационной, правовой, экологической грамотности и других видов);
• реализация целевых образовательных инициатив, направленных на приобретение и развитие ключевых компетенций взрослых, обеспечивающих готовность населения к использованию технологий, возникающих в процессе реализации национальной технологической инициативы;
• участие в международных исследовательских проектах по оценке навыков и компетенций взрослого населения.

Развитие инфраструктуры и технологий сферы образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:

• развитие инфраструктуры и технологий профессиональной ориентации и консультирования взрослого населения по вопросам формирования образовательных траекторий и карьеры (в том числе на основе краудсорсинговых технологий);
• развитие открытых образовательных ресурсов, обеспечивающих условия для получения гражданами различных форм непрерывного образования взрослых, повышения их общекультурного уровня и самореализации;
• развитие инфраструктуры и технологий для перехода от управления образовательной программой к управлению формированием образовательного результата, в том числе путем внедрения системы зачетных единиц, модульного и сетевого обучения в образовании взрослых;
• развитие кадрового потенциала сферы непрерывного образования взрослых;
• реализация целевых образовательных инициатив, направленных на расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ для различных категорий взрослого населения, реализуемых образовательными организациями;
• реализация целевых образовательных инициатив, направленных на обновление и адаптацию содержания образования и образовательных технологий в соответствии с особенностями обучениями взрослых, в том числе с особыми образовательными потребностями.

VI. Реализация Концепции

Государственная политика в сфере непрерывного образования взрослых реализуется на основе программно-целевого подхода в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, других федеральных и региональных государственных программ.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении организации, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке (модернизации) отраслевых программ подготовки и переподготовки кадров.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития и программ развития образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации программ развития организаций.

Основными формами координации усилий по реализации Концепции будут выступать общественные институты управления: общественные советы при органах исполнительной власти, отраслевые советы и фонды, отраслевые общественные объединения работодателей, руководителей образовательных организаций, наблюдательные и попечительские советы образовательных организаций.

Реализация Концепции предусматривается в 3 этапа:

• I-й этап – 2016 – 2018 годы,
• II-й этап – 2019 – 2021 годы,
• III-й этап – 2022 – 2025 годы.

Для реализации настоящей Концепции формируется соответствующий План мероприятий. План мероприятий разрабатывается и утверждается для каждого этапа реализации Концепции.

Координация работ по реализации и методическое сопровождение Концепции осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и профессиональными объединениями, заинтересованными организациями.

VII. Ожидаемые эффекты и результаты от реализации Концепции

В результате реализации Концепции будут обеспечены следующие эффекты:

• повышение удовлетворенности взрослого населения качеством своей жизни за счет расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации;
• укрепление социальной стабильности за счет обеспечения доступности и развития инфраструктуры непрерывного образования для взрослых;
• дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;
• повышение конкурентоспособности взрослого населения за счет формирования профессиональных компетенций с учетом требований рынка труда, формирования функциональной грамотности и развития личностных качеств.
• Реализация Концепции обеспечит участие в различных формах непрерывного образования не менее 50 процентов взрослого населения.

Охрана труда. Какие документы обязательны? Соцопрос выявил долю работающих по профессии россиян
Популярные статьи и новости
14.03.2019 01:21 Поздравляем девушек с 8 Марта! Преподавательский состав УЦ "ТТЦ "Останкино"  от всей души поздравляет представительниц прекрасного пола с этим замечательным праздником!
27.02.2019 18:07 Применение инновационных разработок в образовании Специалисты центра проводят отладку и настройку обучающего и экзаменующего  программно-аппаратного комплекса на базе планшетных компьютеров.
Популярные курсы:

Популярные курсы Учебного Центра ТТЦ Останкино

Развернуть